Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Кабинет учителя-логопеда/ методический кабинет
Для организации коррекционных и развивающих занятий с детьми-инвалидами и ОВЗ для оснащения кабинетов специалистов приобретены тренажеры для развития дыхания (игровой), дидактические и настольные игры.
По оснащению и применению кабинет разделен на центры:
- индивидуальной работы;
- учебный;
- сенсомоторный;
- хранения наглядно-дидактических пособий и документации;
- рабочее место логопеда;
Библиотека
Методический кабинет в ДОУ – центр сбора педагогической информации
Методический кабинет ДОУ многофункционален. Методический кабинет центр, обеспечивающий педагогов необходимой информацией, средствами обучения, методическими материалами и литературой.
Основным содержанием методического кабинета является программно-методическое обеспечение и наглядно-практический материал, который распределяется по следующим разделам:
- Нормативные и инструктивные материалы,
- Методические материалы (письмо Мин. Обр. России , органов управления образованием, которые не носят нормативного характера, а являются рекомендательными, методические разработки различных мероприятий, а самое главное методические рекомендации по организации разных видов деятельности с детьми, памятки).
- Литература (методическая, научная, детская, художественная, периодические издания, различные словари, справочники),
- Дидактический и наглядно-иллюстративный материал,
- Документация по содержанию работы ДОУ.
Как видно из представленного выше содержания, книжный фонд ДОУ можно условно разделить на книги для воспитателей и для детей.
Методическую литература распределена по разделам, соответствующим основным видам детской деятельности, либо по образовательным областям. В дошкольном учреждении имеются специализированные группы, поэтому предусмотрено место хранения разнообразных материалов в помощь воспитателям этих групп.
Музыкальный/спортивный зал
Зал для физкультурно-оздоровительных занятий в ДОУ универсальный. Предназначен для спортивных и музыкальных мероприятий. Оборудование - трансформируемое.
Виды деятельности:
утренняя гимнастика;
занятия по физической культуре;
физкультурные досуги, праздники, развлечения;
консультативная работа;
коррекционно-профилактическая работа с детьми;
индивидуальная работа с детьми.
Средства обучения и воспитания
Игровое оборудование и пособия для учебно-методического обеспечения
Воспитанников МБДОУ «Детский сад № 22 «Бабочка»
«Центр познавательного развития»
Составные игрушки, требующие соотнесения размера, формы, цвета
1. . Рамки-вкладыши с геометрическими фигурами 4
2. Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок
3. Матрешка
4. Пирамидки из колец разного цвета, одного размера 2
5. Пирамидки на конусной основе 2
6. Сборные-разборные игрушки 3
7. Наборы разрезных картинок 6
8. Кубики с предметными картинками 2
10. Набор: грибочек-втулочка на стойке 2
9. Мозаика 2
10. Набор шумовых коробочек 1
11. Дидактические игры для интеллектуального и сенсорного развития
«Центр эспериментирования»
12. Емкости для измерения, пересыпания, хранения, исследования
13. Игрушки со светозвуковым эффектом 2
14. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» 1
15. Материалы для пересыпания, исследования 6
16. Игрушки – предметы оперирования
«Центр природы»
17. Игротека экологических развивающих игр 1
18. Наборы картинок-пейзажей по времени года 4
19. Игрушки животных средних размеров 9
20. Календарь природы 1
21. Наборы муляжей овощей и фруктов 2
22. Наборы иллюстраций с изображением зверей и птиц, насекомых
23. Наборы иллюстраций с изображением растений 2
«Центр конструирования»
24. Конструктор напольный
25 Настольный конструктор
«Центр социально-коммуникативного развития»
26. Наборы сюжетных картинок
27. Куклы средние (20 - 35 см) разные, с гендерными признаками
«Центр физического развития»
28. Мяч резиновый
29. Обруч
30. Колечки с лентами
31. Атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны)
32. Флажки
33. Султанчики
«Центр игры»
34. Набор столовой посуды (крупной и средней)
35. Набор кухонной посуды (крупной и средней)
36. Миски (тазики) 3
37. Ведерки 2
38. Набор инструментов (пластмассовых)
39. Наборы для улицы: ведерко, формочки, совочек
40. Набор продуктов для завтрака - обеда
41. Комплект кукольных принадлежностей
42. Игрушечные утюг и гладильная доска
43. Игрушечный набор доктора
44. Куклы крупные (35 - 50 см)
45. Куклы средние (20 - 35 см) разные
46. Грузовик (крупный),
47. Автомобили грузовые и легковые большого и среднего размера
48. Кукольные коляски, соразмерные куклам
49. Сумки, корзинки, рюкзачки
50. Телефон
51. Кукольная кровать (крупная, для куклы 35 - 50 см)
52. Игрушки- персонажи
«Центр театра»
53. Набор наручных кукол
54. Ширма настольная для театра
55. Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи
56. Набор масок сказочных животных
57. Игрушки - предметы
«Центр ряженья»
58. Набор одежды для ряженья
59. Сундучок для хранения одежды
60. Зеркало
61. Наборы бижутерии«Центр музыки»
62. Игрушки-музыкальные инструменты
63. Неозвученные музыкальные игрушки
64. Альбом с изображением музыкальных инструментов
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
ДОСТУП В ЗДАНИЕ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 22 «БАБОЧКА»
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
№ п/п |
Наименование |
Количество |
1. |
Наличие на входе пандуса |
0 |
2. |
Наличие доступных входных групп |
2 |
3. |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
все |
4. |
Наличие в организации утвержденного Паспорта доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг |
1 |
5. |
Адаптация официального сайта объекта для лиц с нарушением зрения (слабовидящих) |
да |
Специальные условия питания
В соответствии с п. 3.31 Устава МБДОУ «Детский сад № 22 «Бабочка», утвержденного постановлением Администрации города Смоленск от 10.06.2015 № 1237-адм, организация питания обучающихся в ДОУ возлагается на Детский сад. Ответственность за организацию питания в Детском саду несет заведующий.
Организация питания обучающихся дошкольной образовательной организации производится в соответствии с «Положением об организации детского питания в МБДОУ «Детский сад № 22 «Бабочка».
Детский сад обеспечивает сбалансированное питание обучающихся в соответствии с их возрастом и временем пребывания в Детском саду по нормам, установленным законодательством Российской Федерации.
В детском саду в группах полного дня (12-часового пребывания) установлен следующий режим питания обучающихся: завтрак, 2-ой завтрак, обед, полдник, ужин.
Питание в детском саду осуществляется в соответствии с примерным меню, утвержденным заведующим Детским садом, рассчитанным не менее чем на две недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для обучающихся всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.
Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в ДОУ осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции сохраняется до окончания ее реализации.
Условия питания обучающихся инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ «Детский сад № 22 «Бабочка»
№ п/п Наименование Количество
1 Пищеблок -1
2 Столовая в групповом помещении- 6
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет врач-педиатр, медицинская сестра
В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан. В ДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) раз в неделю медицинский работник проводит осмотр детей.
3) в соответствии с рекомендациями ТПМПК организуется динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида:
- при создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида;
- обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;
- чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;
- повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса;
- корректировка времени для выполнения заданий;
- снижение темповых нагрузок;
- стимулирующая помощь взрослого;
- чередование видов деятельности;
- снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий;
- условия для двигательной активности ребенка;
- подбор специального дидактического материала и т. п.
Доступ к информационным системам
Доступ к информационным системам и информационно-
телекоммуникационным сетям, электронных образовательных ресурсах,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья
МБДОУ «Детский сад № 22 «Бабочка»
1 Точка доступа к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям
2 Договор об оказании услуг связи 1
3 Адаптация официального сайта объекта для лиц
с нарушением зрения (слабовидящих)
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Список
электронных образовательных ресурсов,
приспособленных для использования инвалидами и лицами
с ограниченными возможностями, в МБДОУ «Детский сад № 22 «Бабочка»
Презентация Microsoft Power Point «Домашние животные и их детеныши»
Для детей 3-7 лет
Презентация Microsoft Power Point «Мы-жители вселенной» Для детей 5-7
лет
Презентация Microsoft Power Point «Один день из жизни детского сада»» Для
детей 5-7 лет
Презентация Microsoft Power Point «Путешествие в космос»» Для детей 5-7
лет
Презентация Microsoft Power Point «Развитие речи». Для детей 5-7 лет
Презентация Microsoft Power Point «Использование мнемотаблиц в
познавательно-речевом развитии дошкольников» Для детей 5-7 лет
Презентация Microsoft Power Point «Лэпбук - от идеи до воплощения»». Для
детей 5-7 лет
Презентация Microsoft Power Point «Азбука безопасности». Для детей 3-7 лет
Презентация Microsoft Power Point «Народные промыслы России». Для детей
3-7 лет
Презентация Microsoft Power Point «Как жили люди на Руси». Для детей 3-7
лет
Презентация Microsoft Power Point «Чудо-огород». Для детей 3-7 лет
Презентация Microsoft Power Point «Правила для детского сада». Для детей 3-
7 лет
Презентация Microsoft Power Point «История посуды». Для детей 3-5 лет
Презентация Microsoft Power Point «Хлеб-всему голова». Для детей 3-7 лет
Презентация Microsoft Power Point «Приобщение дошкольников к истокам
русского народа через НОД». Для детей 3-7 лет
Специальные технические средства обучения
Технические средства обучения
Экранно-звуковая аппаратура:
- Пианино
- Музыкальный центр
- Телевизор
- CD-плееры в каждой группе
Вспомогательные технические средства:
- Видеопроектор
- Экраны
- Интерактивная доска
- Ноутбуки, компьютеры
- Носители информации:
- Тематические презентации
- Цифровые музыкальные аудиозаписи
- Фонотека, видеотека
- Игровые познавательные диски
Условия для беспрепятственного доступа в ДОУ
Оборудование территории,
прилегающей к зданию МБДОУ «Детский сад № 22 «Бабочка»
и помещений с учетом доступности для инвалидов
1 Кнопка вызова помощника к домофону с
табличкой (шрифт Брайля)-1
2 Противоскользящее покрытие -2